О музыкальном ремесле и мастерстве. Заметка об органной научно-практической конференции, проведённой в рамках форума-проекта «Вселенная - орган».
Одним из самых ярких и впечатляющих музыкально-культурным событий, включённым в форум-проект «Вселенная - орган» и его открывшим, явилась органная научно-практическая конференция с международным участием, которая была проведена на базе Детской школы искусств № 20 «Муза» 28 октября 2022.
На конференции выступили мастера органного исполнительства и педагогики - Д. Ф. Зарецкий, органист, профессор СПбГК им. Н. А. Римского-Корсакова, заведующий кафедрой органа и клавесина; Н. В. Багинская, органист, профессор кафедры специального фортепиано НГК им. Глинки; С. М. Иглицкая, органист, преподаватель АМУ при МГК им. П. И. Чайковского и преподаватель органа в Московской ДМХШ «Весна»; С. Абильханова, органист, доцент кафедры Фортепиано и Органа КазНУИ, Е. Д. Даниловой, органист, преподаватель класса фортепиано и органа в Новосибирской ДШИ № 20 «Муза».
В докладах, представленных мастерами-органистами, были освещены ключевые вопросы, связанные с историей профессионального органного образования в России (Д. Ф. Зарецкий), с актуальными проблемами органного образования в современной российской культуре и, в частности, в Новосибирске (Н. В. Багинская), а также доклады, раскрывающие особенности исполнения органной барочной музыки (С. М. Иглицкая), методы и технику исполнения органной музыки (С. Абильханова), методы обучения игре на органе детей с ОВЗ (Е. Д. Данилова).
Слушая выступление мастеров органного искусства на конференции, и посетив последовавший за ней мастер-класс Г. В. Семеновой, органиста и преподавателя по классу органа АМУ при МГК им. П. И. Чайковского, всё более очевидной становилась важность и плодотворность взаимодействия исполнительской интерпретации с теоретической рефлексией о музыке. Взаимодействие, благодаря которому профессиональным взглядом на музыкальный текст изнутри и извне (в плане его исполнения) раскрываются особенности смыслообразования в музыкальном произведении, причём, в их соотношении с техниками и приёмами исполнительского воплощения музыкального образа. И это тот род замечательного для музыкального искусства взаимодействия, который восходит к синкретическому единству «композитор - исполнитель - теоретик музыки», изначально присущему (до его «цехового» разделения на отдельные узко-профессиональные звенья, наметившегося к ХХ в.) музыкальной практике. И словно вступая в дискуссию с композитором В. А. Екимовским, заметившим в своей «Автомоно¬графии», что «самый лучший музыко¬вед - это композитор», можно с равным основанием говорить, что самый лучший музыковед - это исполнитель.
Хотелось бы проиллюстрировать высказанные наблюдения на двух примерах. Один из них - это интереснейший доклад об исполнении музыки барокко на органе, представленный Софьей Михайловной Иглицкой, преподавателем органа (Москва). В нём С. М. Иглицкая, с позиции музыкальной когнитивистики (науки, исследующей природу и особенности музыкального мышления), обратила внимание и на особенности фортепианного и органного мышления; и на природу звука на органе, обусловливающей особую значимость такого приёма исполнения и выразительного средства, как артикуляция. А также отметила и другие моменты исполнительского ремесла и мастерства, связанные с методикой обучения игре на органе. Акцентируя внимание на том, что главное в барочной музыке - принцип иерархии, С. М. Иглицкая особо подчёркнула, как важна при исполнении барочной музыки перестройка музыкального мышления с агогического, столь присущего музыке романтического стиля, на иерархическое мышление. Заинтересовавшись иерархическим мышлением, автор заметки, беседуя С. М. Иглицкой, благодаря её пояснениям, узнала о чудесной книге Николауса Арнонкура, австрийского дирижёра, музыканта и музыковеда - «Музыка языком звуков. Путь к новому пониманию музыки». Это книга, которую хотелось бы цитировать и цитировать, однако, придерживаясь рамок заметки, позволим себе привести лишь один фрагмент из этой книги (из раздела «Артикуляция»), раскрывающий, через проводимую аналогию с масляной живописью, смысловую глубину и красоту иерархического мышления в музыке барокко:
«В масляной живописи при применении техники лессирования краски прозрачны: один слой всегда можно увидеть сквозь другой, проникнуть взглядом через 4-5 прослоек, вплоть до рисунка, расположенного под ними. Подобное происходит во время прослушивания музыкального произведения, исполняемого с хорошей артикуляцией: своим слухом мы будто странствуем вглубь, прислушиваясь к отдельным пластам, которые одновременно складываются в единое целое. Глубже наблюдаем “рисунок”, план; в одной плоскости находим акценты, связанные с диссонансами, в другой - голос, который, учитывая дикцию, ведется кротким legato; еще в иной - артикуляция будет сильной и твердой, и все это синхронизировано, происходит одновременно. Слушатель не в состоянии сразу постигнуть всего, что таит в себе произведение, он странствует сквозь его отдельные пласты и каждый раз слышит что-то новое. Эта многослойность имеет огромное значение для понимания музыки, которая никогда не ограничивалась простыми и однослойными построениями».
Приведём ещё один пример, в котором ярко явили себя красота и богатство взаимодействия исполнительского ремесла и мастерства с педагогической деятельностью. Это доклад Екатерины Дмитриевны Даниловой, тематически связанный с вопросами обучения игре на органе детей с ОВЗ. Слушая видеозапись, показанную Е. Д. Даниловой, на которой её ученик Юра Сизов исполнял на органе прелюдию И. Баха, рождалось ощущение, что видишь и слышишь чудо, вернее, три чуда. Чудо самого Юры, который, имея ОВЗ, и занимаясь в классе органа у Е. Д. Даниловой, всего за семь месяцев выучил эту довольно непростую в техническом отношении музыку Баха и исполнил её. И было явлено ещё одно чудо - чудо педагогического мастерства Е. Д. Даниловой, которая помогла Юре Сизову, обладающему даром очень тонкого и глубокого слышания музыки, через повторение и запоминание на слух мотивов за мотивами, фраз за фразами, выучить эту музыку И. Баха и так художественно-выразительно его исполнить. И было третье чудо, рационально необъяснимое - когда звучала видеозапись, на которой Юра играл прелюдию И. Баха, мир словно преображался и в нём ангелы пели!
Завершая заметку об органном ремесле и мастерстве, увидеть которые можно было на органной научно-практической конференции, а затем и на органных мастер-классах, проведённых вслед за ней, вспоминаются слова музыковеда В. В. Медушевского, который в своей статье «Музыка как чудо и исполнители как чудотворцы», говоря об обучении музыкантов, сказал: «Элементы и стороны музыкального языка - живые и животворящие энергии красоты». Музыка дарит миру красоту, и дарится она её проводниками - музыкантами-исполнителями и музыкантами-педагогами.
Гусева Елена Семёновна, музыковед, кандидат искусствоведения,
доцент кафедры истории, культуры и искусств Гуманитарного института
Новосибирского государственного университета