"ИННОВАЦИИ В МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН"
(семинар Бергер Нины Александровны)

1-2 марта 2022 года в рамках Всероссийской научно-практической конференции "Взаимодействие учреждений культуры и образования в музыкальном развитии детей" в дистанционном формате состоялся семинар "Клавирное сольфеджио". Ведущий семинара - доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки Санкт-Петербургской государственной консерватории Нина Александровна Бергер. Среди слушателей семинара - преподаватели музыкально-теоретических дисциплин школы искусств №20 "Муза".
На семинаре опытный, практикующий педагог рассказала о современном состоянии музыкального образования и современной концепции обучения музыке. Сделав акцент на клавирном сольфеджио как новом предмете в музыкальном образовании, она раскрыла свою систему методов по развитию музыкального слуха.
Не секрет, что сольфеджио по программе существенно отстаёт от уровня, необходимого на занятиях по специальности, хотя в оптимальном варианте должно опережать его. Возникают противоречия между сольфеджио и специальностью ввиду рассогласованности методов воспитания слуха. И несмотря на усилия талантливых педагогов и их одарённых учеников, сольфеджио оказывается неспособным выполнять свою функцию обучения музыкальному языку в объёме, необходимом музыканту исполнителю. В некоторых случаях его содержание вызывает недоумение у учеников и их родителей и сомнение в целесообразности этой дисциплины у части музыкантов - исполнителей.
"Клавирное сольфеджио" своим содержанием и формами работы добавляет к традиционному курсу сольфеджио материал, предназначенный для формирования базы в овладении музыкантом элементами музыкального языка для свободного оперирования ими в инструментальном музицировании.
Один из ведущих отечественных методистов сольфеджио А. Островский ставит вопрос так: "Да почему бы педагогу по сольфеджио не использовать навыки своих учащихся по фортепиано и не оттолкнуться от них?". Педагог-пианист С. Мальцев также пришёл к выводу о необходимости "попытаться так изменить методику индивидуальных занятий на инструменте, чтобы в них было включено сольфеджио в качестве важнейшего метода разучивания пьес. ... Речь идёт об одновременной игре на рояле и пении вслух с названиями звуков аретинскими слогами".
Н.А.Бергер считает, что данное положение оптимально применять не только на индивидуальных уроках, но и в групповых формах занятий, включая общеобразовательные школы. При оснащении школьных классов и кабинетов сольфеджио в музыкальных учебных заведениях ДШИ и ДМШ электронными клавишными инструментами "методика синхронного сольфеджирования совместно с фортепианной игрой" возникает естественным путем.
Свой опыт Нина Александровна отразила и обобщила в различных сборниках и книгах. Основная книга, в которой изложены ее взгляды на музыкальное преподавание - "Современная концепция и методика обучения музыке", вышедшая в рамках серии "Модернизация общего образования" в 2004 году в Санкт-Петербурге. Книга адресована как теоретикам и пианистам, так и преподавателям музыки общеобразовательных школ.
В решении различных задач, соответствующих разным этапам обучения, "Клавирное сольфеджио для пения и игры во всех тональностях: учебно-методический практикум" может быть использовано по всей музыкально-образовательной "вертикали" и "горизонтали". Оно эффективно себя зарекомендовало в занятиях с различным контингентом (от подготовительных групп детских музыкальных школ и школ искусств до студентов музыкального вуза, от младенцев до пенсионеров). Свою авторскую систему Н.А. Бергер применяла на занятиях с самыми разными по возрасту, уровню способностей и подготовленности людьми, в том числе студентами консерватории, слабослышащими и даже глухими.
В своих трудах Нина Александровна старается заинтересовать коллег и предложить решение целого ряда проблем, которые много лет существуют в музыкальной практике. Среди задач, направленных на развитие личности в рамках общего музыкального образования можно назвать:
- свободную ориентацию в нотном тексте (читать ноты, как читают книгу...), его быстрое выучивание и длительное сохранение в памяти;
- умение записать несложный музыкальный материал нотами;
- владение всеми тональностями - звуковыми красками - как равноправными;
- возможность раскрытия собственного "я" через непосредственное высказывание в процессе творческого музицирования.
Думаю слушатели семинара не только познакомились с кардинально новым представлением о своем предмете, но и с удовольствием будут применять элементы этой методики в своей практике.
Преподаватель музыкально-теоретических дисциплин А.С.Лаптева
21.03.2022
© 2024 Детская школа искусств №20 "Муза". Created by EugeK.com